Роман, Иаков, Филофей, Иперихий (Гиппарх), Авив (Хабиб), Иулиан (Лоллиан) и Паригорий (Парагр) [греч. Ρωμανός, ᾿Ιάκωβος, Θιλόθεος, ῾Υπερέχιος, ῎Αβιβος, ᾿Ιουλιανός κα Παρηγόριος; сир. ,
,
,
,
,
,
] († 307/308?), мученики Самосатские (пам. 29 янв.). Основным источником сведений о святых является сир. Мученичество (BHO, N 388); в тексте автором назван пресв. Иаков, крестивший мучеников (ActaSS. Orient. P. 142) и бывший очевидцем описываемых событий.
Согласно Мученичеству, имп. Максимиан в 3-й год правления, пребывая в Самосате (ныне Самсат, Турция), повелел всем жителям города принять участие в торжественном жертвоприношении Фортуне. Иперихий и Ф., знатные люди, занимавшие важные гос. должности, но уже 3 года бывшие христианами, уклонились от участия в жертвоприношении и совершали молитву перед изображением креста в доме Иперихия, туда пришли также их друзья, Р., Иаков, Иулиан и П. Застав Иперихия и Ф. молящимися, они стали расспрашивать их о вере и после краткого наставления изъявили желание принять крещение. Они были крещены пресв. Иаковом.
По приказу императора, узнавшего, что Иперихий и Ф. уже 3 года не участвуют в жертвоприношениях, святые были приведены в храм Фортуны, но отказались поклониться идолу; к ним присоединились и их новообращенные друзья. Все они были брошены в темницу и подвергнуты жестоким пыткам, но оставались непреклонны, не поддаваясь на увещания и не страшась мучений. После долгих страданий мученики были приговорены императором к распятию. Городская знать ходатайствовала о помиловании святых, и император согласился дать им свободу, но они предпочли казнь. Все семеро были распяты на крестах и так скончались. Император приказал бросить их тела в Евфрат, но тайный христианин, по имени Баффус, выкупил останки и похоронил их с почестями.
Первый издатель Мученичества, Стефан Эводий Ассемани, предполагал, что кончину святых следует относить к 297 г., т. е. ко времени правления Максимиана Геркулия. Однако, вероятно, под именем имп. Максимиана, упомянутого в Мученичестве, следует подразумевать Максимиана Галерия (август в 305-311) (см.: Schulthess. 1897. S. 379-380). По-видимому, Мученичество было составлено очевидцем описываемых событий (Ibid. S. 379; Duval. 1907. P. 129), но впосл. текст мог подвергаться редакции (так, напр., некоторые догматические термины, употреблявшиеся мучениками, скорее соответствуют эпохе после Вселенского I Собора; см.: ActaSS. Orient. P. 125). Тем не менее отрывок о поклонении изображению Креста Господня не является поздней вставкой (Ibidem); т. о., Мученичество представляет собой одно из свидетельств в пользу ранней традиции почитания священных изображений.
Мученичество не было переведено на греч. язык; в визант. традиции существовало только краткое сказание, входящее в состав Синаксаря К-польской ц. (сер. Х в.) и, вероятно, составленное без опоры на Мученичество (SynCP. Col. 431). Историческая его ценность сомнительна.
Согласно В. Грюмелю, память святых совершалась в сир. традиции 29 янв., в армянской - 19 окт. (см.: Catholicisme. Vol. 5. P. 1144), однако, как отмечает Ж. М. Соже, в источниках эти дни памяти не зафиксированы (Sauget. 1966. Col. 865). Тем не менее в визант. месяцесловах днем памяти святых было именно 29 янв. (см.: SynCP. Col. 431). Этот же день указывает прп. Никодим Святогорец (см.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 179).
В славяно-рус. стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в., память святых вошла под той же датой (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 84-85). Под 29 янв. краткое сказание о Самосатских мучениках приводится и в ВМЧ свт. Макария, митр. Московского (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 437 [1-я паг.]).
По не вполне ясным причинам во «Всеобщем Мартирологе» А. Мюллера память святых указана под 9 окт. Ни в одном источнике такая дата не зафиксирована (см.: Müller A. Allgemeines Martyrologium. Regensburg, 1860. S. 629).
В лат. традиции литургическое почитание Самосатских мучеников не сложилось.